Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 03:50

МБОУ средняя школа № 27 города Кирова

Меню сайта

Русакова Ольга Владимировна

 

 

Заместитель директора по УВР

учитель математики

Работаю в МБОУ средней школе № 27 города Кирова с 1990 года по настоящее время.

Стаж педагогической деятельности - 26 лет.

 

 

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

 

СЛОВО О МАТЕМАТИКЕ

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

 

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

 

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

 

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудности закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

 

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов!

 

АЛГЕБРА (араб.), часть математики, развивающаяся в связи с задачей о решении алгебраических уравнений. Решение уравнений 1-й и 2-й степеней известно еще с древности. В 16 в. итальянскими математиками найдены решения уравнений 3-й и 4-й степеней. К. Гауссом  установлено (1799), что всякое алгебраическое уравнение n-й степени имеет n корней (решений), действительных или мнимых. В нач. 19 в. Н. Абель и Э. Галуа доказали, что решения уравнений степени выше 4-й, вообще говоря, нельзя выразить через коэффициент уравнения при помощи алгебраических действий. В современной алгебре изучается общая теория совокупностей, в которых определены алгебраические операции, аналогичные по своим свойствам действиям над числами. Такие операции могут выполняться, напр., над многочленами, векторами, матрицами  и т. д.

ГЕОМЕТРИЯ (от гео... и греч. metreo — измеряю), раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения (например, взаимное расположение) и формы (например, геометрические тела) и их обобщения.

Возникновение геометрии относится к глубокой древности и обусловлено практическими потребностями измерения земельных участков, объемов и др. Строгое построение геометрии как системы предложений (теорем), последовательно выводимых из немногочисленных определений основных понятий и истин, принимаемых без доказательства (аксиом), было дано в Древней Греции. Такое изложение геометрии в «Началах» Евклида (около 300 до н. э.) в течение почти 2 тысяч лет служило образцом применения аксиоматического метода и основного построения евклидовой геометрии. Возрождение наук и искусств в Европе стимулировало развитие геометрии: теоретической основой построения изображений явилась проективная геометрия. Р. Декарт предложил метод координат, позволивший связать геометрию с алгеброй и математическим анализом, что породило аналитическую геометрию и дифференциальную геометрию. В 1826 году Н. И. Лобачевский построил Лобачевского геометрию, отличающуюся от евклидовой аксиомой (постулатом) о параллельных. В середине 19 века были рассмотрены многомерные пространства. Некоторый общий принцип построения различных обобщенных понятий пространства (и соответствующих им геометрий) на основе теории групп преобразований был дан Ф. Клейном (1872). Обширная область геометрии — риманова геометрия — была заложена во второй половине 19 века в работах Б. Римана. Обобщение основного предмета геометрии — пространства — привело к плодотворному применению геометрии в самых различных областях не только математики, но и других наук (физики, механики).

СТЕРЕОМЕТРИЯ (от стерео... и греч. metreo — измеряю), часть элементарной геометрии, в которой изучаются фигуры в пространстве.

ПЛАНИМЕТРИЯ (от лат. planum — плоскость и греч. metreo — измеряю), часть элементарной геометрии, в которой изучаются свойства фигур, лежащих в плоскости.

МАТЕМАТИКА (греч. mathematike, от mathema — наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. До нач. 17 в. математика — преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные. К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее — алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. Областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура. В 17 и 18 вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики и т. д.) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними. Это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений. В 18 в. возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия и т. д. В 19-20 вв. математика поднимается на новые ступени абстракции. Обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых в современной алгебре; геометрия переходит к исследованию «пространств», весьма частным случаем которых является евклидово пространство. Развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, проективная геометрия, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ и др. Практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. В связи с этим в 19-20 вв. численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвь — вычислительную математику. Стремление упростить и ускорить решение ряда трудоемких вычислительных задач привело к созданию вычислительных машин. Потребности развития самой математики, «математизация» различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин; таковы, напр., теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.

 

Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете математики

I. Общие требования безопасности

1.  Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете.

2.  Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из кабинета.

3.  Не загромождать проходы сумками и портфелями.

4.  Не включать электроосвещение и средства ТСО.

5.  Не открывать форточки и окна.

6.  Не передвигать учебные столы и стулья.

7.  Не трогать руками электрические розетки.

8.  Травмоопасность в кабинете:

при включении электроосвещения

при включении приборов ТСО

при переноске оборудования и т.п.

9.  Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей

10.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

II. Требования безопасности перед началом занятий

1.  Не открывать ключом дверь кабинета.

2.  Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

3.  Подготовить своё рабочее место., учебные принадлежности.

4.  Не менять рабочее место без разрешения учителя.

5.  Дежурным учащимся протереть доску чистой, влажной тканью.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.

3. Не включать  самостоятельно приборы ТСО.

4. Не переносить оборудование и ТСО .

5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.

6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите своё рабочее место в порядок.

2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.

4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

 

 

Пословицы

Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы.

Поговорки - краткие устойчивые выражения, преимущественно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.

Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:

Пословица не даром молвится.

Глупая речь не пословица.

Пословица - всем делам помощница.

 

Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная правда". Михаил Шолохов назвал пословицу "сгустками разума", "крылатой мудростью".

 

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Много ли вы знаете пословиц, поговорок, крылатых выражений? Их бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа.

 

0

Ноль без палочки (прост.). Ничего не стоящий, не значащий человек.

Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет").

Ничего не возникает из ничего. Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями.

Ничего не ново под луной. Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина (навеяно библейским писанием).

Даром ничего не дается. Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова "В больнице".

 

1

Один - задириха, другой - неуступиха.

Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одно дерево срубишь - десять посади.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Одна правда на свете живет.

Один раз не в счет.

Один в поле не воин.

Один в море - не рыбак.

Одна рука узла не вяжет.

Один пашет, а семеро руками машут.

Одна голова на плечах.

Одна нога тут, другая - там.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Одна пчела лучше, чем рой мух.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На одном месте и камень мхом зарастает.

Одно сегодня лучше двух завтра.

Одной рукой и узла не завяжешь.

От одного слова да навек ссора.

У ежа одна сила - колючки.

Одному ехать - и дорога длинна.

Раз солгал - навек лгуном стал.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Трус умирает сто раз, а герой - один раз.

Делу время, а потехе час. Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.

 

2

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Два сапога - пара.

Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.

Как две капли воды.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Лентяй дважды работает.

Между двух огней.

На два слова.

На два фронта.

Не может связать двух слов.

Ни два, ни полтора.

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

От горшка два вершка.

Палка о двух концах.

Сидеть меж двух стульев.

Скупой платит дважды.

Убить двух зайцев.

Уплетать за обе щеки.

Хромать на обе ноги.

Бабушка надвое сказала. Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.

Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.

Двуликий Янус. В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении "двуличный человек".

Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.

(Ср.: Где наша не пропадала.

Семь бед - один ответ.

Чему быть, того не миновать.)

 

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

Из двух зол (выбрать) меньшее. Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.

Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе

 

3

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).

От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.

С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).

Третьего дня. Позавчера.

Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.

Три грации. У древних римлян - три богини, олицетворяющие молодость, прелесть, веселье. Изображаются в виде трех прекрасных женщин. Иногда употребляется с иронией.

Три кита. Раньше древние полагали, что Земля стоит на трех китах. Выражение употребляется в значении основы основ.

Три года скачи - ни до какого государства не доскачешь. Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорится о глухом, забытом, заброшенном месте.

 

4

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

 

5

Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.

Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

 

6

Шестое чувство.

"Шестерка".

 

7

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Лук от семи недуг.

За семью морями.

Одним махом семерых убивахом.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.

На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.

Семь смертных грехов. Библейское выражение. Со временем получило значение каких-либо плохих, непростительных проступков.

Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.

Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.

Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.

 

8

Весна да осень - на дню погод восемь.

 

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Когда 2 сердятся, оба виноваты.

2. 7 раз отмерь, а 1 раз отрежь.

3. Кто рано встает, тот вдвое живет.

4. За 2 зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5. В 3 соснах заблудился.

6. Обещанного 3 года ждут.

7. С песней хоть за 3 моря.

8. Разделенная радость – 2-я радость, разделенное горе – полгоря.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

11. 2 арбуза в 1 руке не удержишь.

12. 2 века не изживешь, 2 молодости не перейдешь.

13. 2 лета в год не бывает.

14. 2-жды подумай, прежде чем сказать.

15. 2 медведя в 1 берлоге не живут.

16. Вдвоем всякий путь короче.

17. Всякое дело (вещь) о 2-х концах.

18. Где больше 2, там говорят вслух.

19. 1 рукой узла не завяжешь.

20. 1-му длинна дорога.

21. 1 полено не станет костром.

22. Одно слово – кость ломает, другое – сращивает.

23. От великого до смешного 1 шаг.

24. От любви до ненависти 1 шаг.

25. Где 1 гриб, там и другой.

26. Горя много – смерть одна.

27. Семеро одного не ждут.

 

 

Презентации:

1.  Алгебра, 8 класс "Квадратные уравнения"

2.  Решение квадратных уравнений

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Полезные сайты

  • Официальный сайт Минобрнауки России

  • Федеральный образовательный портал
  • Электронная библиотека
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • Школа27 © 2016
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz